ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Архив. (17.04.2006)


FLASH!. (Конструкция)

Каждый производитель сложного электронного оборудования отдает себе отчет
в том, что его изделие может быть повторено в том или ином виде, заимствованы
технические решения, дизайн и прочее. Методы борьбы с этим различны, мы не
станем их затрагивать. Это вступление - пояснение почему мы не стремимся
"засекретить" наши разработки. Просто в этом нет смысла ... А тем кто приобрел
их, бывает необходимо исправить возникший или существующий дефект.
Зачем же идти против желания покупателей ? Это его вещь, и он ее законный
владелец и он может делать с ней все что угодно. Если действительно возникла
проблема то мы будем рады помочь ее Вам решить.

Итак.
Изложение материала произвольно-поступательное, потом быть может уложим
поаккуратнее и снабдим вложениями и ссылками, но пока имеем то что имеем ...


Корпус FLASH габаритами и посадочными местами в точности повторяет стандартную
КЭП для семейства ВАЗ2110. Вид сзади :

ВИД СЗАДИ. РАЗЪЕМЫ

Разъемы.

"RED" (стандарт)

  1. Вход - датчик температуры воздуха.
  2. не используется
  3. не используется
  4. Подсветка (выход)
  5. Вход - переключатель поворота (правый)
  6. Вход - переключатель поворота (левый)
  7. Вход - датчик уровня тормозной жидкости
  8. не используется
  9. Вход - датчик скорости
  10. Вход - датчик уровня топлива
  11. Вход - переключатель "дальний свет"
  12. Вход - переключатель "авария"
  13. Вход - ключ зажигания, положение "стартер включен"

"WHITE" (стандарт)

  1. "масса"
  2. Вход - датчик оборотов двигателя
  3. не используется
  4. +12 Вольт неотключаемые (от аккумулятора)
  5. Вход - датчик температуры двигателя
  6. Вход - переключатель "габарит"
  7. не используется
  8. Вход - сигнал от контроллера впрыска "CHECK ENGINE"
  9. не используется
  10. +12 Вольт отключаемые (от ключа зажигания)
  11. Вход - датчик ручного тормоза
  12. Клемма "D" генератора
  13. Вход - давление масла

"X3" (информационная шина CAN, ближний свет)

  1. CAN-L
  2. Выход на реле ближнего света
  3. CAN-H

Для чего она здесь мы расскажем позднее ...

"X4" (датчик автосвета, расход топлива, диагностика)

  1. Оптосенсор "-" (фотодиод)
  2. Оптосенсор "+"
  3. Вход - сигнал расхода топлива
  4. Диагностическая линия (K-line)

"X5" (энкодер, перепрограммирование изделия)

  1. PIN-1
  2. PIN-2
  3. PIN-3
  4. "масса"
  5. подсветка энкодера

 

Отвернув саморезы, открываем заднюю крышку...
Наблюдаем обратную сторону печатной платы.

Для питания схемы использовано пять интегральных страбилизаторов напряже-
ния. Три из них выделены "IL7805". Желтый цвет - для модулей отображения и
дисплея. Красный - для управления яркостью дисплея, выходное напряжение
на нем достигает 12 вольт. Все они отключаются с помощью обозначенного
реле. Это происходит при позиции ключа зажигания "выключено".
При этом функционирует только микропроцессор, потребляя минимальный ток.

"Утопленные" дополнительные печатные платы - одинаковые. Это модули
отображения параметров скорости и оборотов двигателя в численном и
мнемоническом виде.
Если у кого проблемы здесь, - например не отображается фрагмент в круге, или
"неправильные" цифры (отсутствующие или лишние сегменты) - вот
информация по контактам модулей и использующимся микросхемам.

МОДУЛЬ ОТОБРАЖЕНИЯ

"STX10" (модуль отображения скорости или оборотов двигателя)

  1. Выход данных (период ~1.2 mS)
  2. +5 Вольт (отключаемые реле)
  3. Вход управление яркостью цифр (PWM) (период ~ 64 mkS, активность "0")
  4. ground
  5. Сброс (период ~ 1.2 mS, активность "0")
  6. Тактовые импульсы - 1 (период ~ 8 mkS)
  7. Вход управления яркостью "кольца" (PWM) (период ~ 4 mS, активность "0")
  8. Тактовые импульсы - 2 (период ~ 1.2 mS)
  9. Вход данных
  10. +5 Вольт (отключаемые реле)

Отсутствие любого сигнала или неправильные уровни напряжения могут быть
причиной неполадок или неустойчивой работы.

Каждый модуль содержит 7 микросхем 74HC595, пара из которых - на
семисегментный индикатор, остальные - на светодиоды кольца, через
балластные резисторы с номиналом 68...100 ом.
Вариант крепления модуля предусмотрен технологией сборки и обеспечивает
необходимую вибростойкость.

 

На фото внизу показаны внесенные изменения. Желтые крестики - перерез
дорожки на плате. Проводами МГТФ проведены новые связи "ground".
Добавлена цепочка состоящая из диода шоттки и конденсатора 0.1 мФ
Еще один провод с +5В припаян на вторую ножку разъема программирования
процессора (этап производства). Все это вместе взятое обеспечивает устой-
чивость к импульсным помехам по бортсети.
Версия Flash-3 выпускается с учетом всех этих моментов.

ВИД ПО ЦЕНТРУ

"STX20" (модуль дисплея, BL12864C)

  1. Регулируемое напряжение (до 15 вольт)
  2. Регулируемое напряжение (до 15 вольт)
  3. ground
  4. +5 вольт
  5. не используется
  6. ground
  7. Сигнал управления "ENABLE" (период ~ 205 mkS, (+) длительность ~ 2,5 mkS)
  8. Сигнал управления "RS" (период ~ 213 mS)
  9. Сигнал управления "RST" ("1", сбрасывается при инициализации)
  10. Сигнал управления "BUSY" (период ~ 200 mkS, со вложенной "пачкой")
  11. DATA-0 (в зависимости от отображаемой картинки)
  12. DATA-1 (-/-)
  13. DATA-2 (-/-)
  14. DATA-3 (-/-)
  15. DATA-4 (-/-)
  16. DATA-5 (-/-)
  17. DATA-6 (-/-)
  18. DATA-7 (-/-)
  19. не используется
  20. не используется

Для версии с LCD информация появится позднее.

 

 

Дальнейшая информация - для ознакомления,
т.к. требуются знания и навыки полной разборки устройства.
Поэтому еще раз предупреждаем :

ЗА ДАЛЬНЕЙШИЕ ВАШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ МЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕМ !
ВЫ ДЕЙСТВУЕТЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК !

После снятия передней части корпуса...
После удаления декоративной пленки и прозрачного основания...

Теперь некоторые места крупным планом. (старая печатная плата)

 
Модуль отображения "Тахометр"
Желтыми точками отмечены свето-
диоды подсветки панели изнутри.
Ключ BTS5215 расположенный
справа внизу обеспечивает их
коммутацию, также он задействован
на управление реле "Габарит".

Желтым прямоугольником обведен
разъем "WHITE" со стороны запайки
Там видны конденсаторы 0.1 мФ
Это один из методов борьбы с
помехами .

А вот этот толстый провод, и большой
конденсатор тоже нужны. В моделях
этого года новая плата это предусмат-
ривает. А в предыдущие мы это
монтировали сами.

На фото рядом с конденсатором
виден стабилизатор LM2931, персо-
нальный для процессора.

Пустое место под восьминогую МС
это как раз драйвер шины CAN.
Ниже расположен драйвер К-линии
TLE6258G.

 

Желтым прямоугольником обведен
узел работы с аналоговыми датчи-
ками "Уровень топлива","Темпера-
тура двигателя", "Температура воз-
духа".

В первых версиях применяли источ-
ники тока, затем обошлись преце-
зионными делителями с отдельным
стабилизатором.


 

FLASH!. (Как и почему это работает)

Схемотехника за время разработки и тестов претерпевала различные
изменения и теперь, на наш взляд, достигнуто оптимальное соотношение
качество-надежность- цена. В нынешнем варианте учтен наш прошлый опыт
разработок электронных устройств для автомобиля. По входу питания
установлен супрессор, который защищает электронику от перенапряжений.
Температурный диапазон электролитических конденсаторов -40..+105 градусов.
Интегральные стабилизаторы рассчитаны на входное напряжение до 42 вольт.
В измерительных цепях используются резисторы с точностью номинала +-1%.
Питание этих цепей - от отдельного источ ника. Компоновка электронных
компонентов на одной стороне позволяет максимально использовать пайку
на автоматах, т.е. исключается человеческий фактор. Печатные платы проходят
электроконтроль. Вся элементная база - от проверенных поставщиков.
В качестве управляющего процессора применен представитель 8-разрядных
микроконтроллерных платформ AVR - ATmega128.
Производитель - известная фирма ATMEL.



" ... с 1998 года, началось активное внедрение AVR на микроконтроллерный
рынок. В 2003 году Atmel Corp. торжественно отпраздновала крупное событие
- количество выпущенных микросхем с ядром AVR превысило 500 миллионов штук!
Сюда вошли не только микроконтроллеры AVR, выпускаемые как стандартные
изделия. В это количество включены также специализированные микросхемы
Atmel: изделия ASSP (управление приводами CD/DVD, микросхемы для цифровых
фотоаппаратов, для счетчиков электроэнергии, для Wireless LAN, Bluetooth,
комплектов IP-телефонии, системы на кристалле FPSLIC), микросхемы USB ,
микроконтроллеры для изделий класса Smart Cards
и ряд других специальных проектов..."


Полностью статью можно прочитать http://www.atmel.ru/Articles/Atmel25.htm

Вторая составляющая - Программное обеспечение.
Тут можно говорить долго и непонятно ... Попробуем вкратце.
Изначально было принято решение не использовать в качестве компонентов
выходного программного кода продукты сторонних фирм. Все исходные тексты -
наши и только наши. Один из плюсов - отсутствие лицензионных или иных отчис-
лений, что сказывается на общей стоимости изделия. Системное ядро обкатано
на протяжении нескольких лет в различных устройствах(сетевые контроллеры
доступа, интерфейсная система управления электрооборудованием автомобиля
и т.п.) Причем изначально ядро было написано под 51-е семейство, затем
переписано и оптимизировано под AVR. Т.е. это не "сырой" а проверенный
годами материал. На его базе и написано ПО FLASH!
Обновление ПО.
Разработка загрузчика (осень 2005 года) с криптозащитой позволила реализовать
несложный процесс обновления ПО. На сайте лежат файлы-обновления и простая
в использовании программа (На страницу Upgrade)


МЕНЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Инструкция инструкцией ... Но, возможно произвольная форма подачи материала
более удобнее.

Верхний уровень представлен :

  1. Настройки
  2. Экран
  3. Статистика
  4. Информация
  5. Часы
  6. Будильник
  7. Диагностика
  8. Администратор
  9. Выход

При проектировании пользовательского интерфейса программисты исходили из
"понятности" для широкого круга потребителей и возможностей дисплея.
Все-таки 128х64 точек - это далеко от компьютерных мониторов, не говоря уже
об одноцветности. Но, несмотря на подобного рода ограничения нам (на наш
взляд) удалось сделать удачный вариант отображения информации.
Наличие нескольких встроенных шрифтов позволяет выбрать наиболее
комфортный для водителя вид экрана.

Итак рассмотрим первый пункт.

  1. Яркость экрана (0..7)
  2. Контраст (0..20 - применительно к ЖКИ)
  3. Яркость Т/С (0..7 - цифры тахометра и спидометра)
  4. Яркость индикаторов (0..7 - светодиоды "Ур. топлива", "Тем-ра двигателя",
    и прочие сигнальные)
  5. Яркость полос (0..15 - подразумевались "кольца" тахометра/спидометра)
  6. Стиль часов (вкл/выкл - два варианта отображения : "Большие цифры"
    только часы, нормальные - часы и дата)
  7. Шрифт часов (0..3 - выбор шрифта)
  8. Шрифты прочие (0..3 - выбор шрифта)
  9. Инверсия экрана
  10. Выход

Тут вроде ничего непонятного нет. Устанавливаем яркости и шрифты как Вам удобно.

"Статистика"

  1. Стат - Вчера > (получить отчет за вчерашний день)
  2. Стат - Сегодня > (... за сегодня)
  3. Стат - Поездка > (... за последнюю поездку)
  4. Сброс стат-П (сброс данных о последней поездке)
  5. Сброс сут-проб (сброс суточного пробега)
  6. Техн. обслуж. > (новое меню)
  7. Выход

Отчеты представляют собой лист с прокруткой, где отображаются применительно к
контексту следующие данные :
общий пробег, время начала, время завершения, общее время работы двигателя,
время работы двигателя в движении, кол-во израсходованного топлива, расход топ-
лива на 100 км, значения средней и максимальной скорости, значения средних и
максимальных оборотов двигателя, средняя и максимальная температура двигателя.

"
Техническое обслуживание" представляет собой подменю с возможностью прос-
мотра отчета где представлен пробег с момента установки следующих расходных
элементов : масло ДВС, масло КПП, фильтр топливный, фильтр воздушный, свечи,
ремень ГРМ, ремень генератора. Другой пункт дает возможность персонального
сброса этих счетчиков километров.
Принудительные установки счетчиков - в меню "Администратор" (далее -"Вход
администратора" : ТО Масло ДВС ... и т.п.). Кстати там же - установка общего
пробега. Предупреждения о необходимости ТО - в меню "Настройка"
(далее - "Предупреждения" ...)

"Настройки"

  1. Автосвет (включить-выключить)
  2. Порог срабатывания (уровень срабатывания автосвета 0..99)
  3. Предупреждения > (установка параметров системы предупреждений) Мини-
    мальный уровень топлива, Превышение температуры двигателя, Выход за
    диапазон бортсети, Включен стояночный тормоз, Сигнал "Check Engine",
    Превышение скорости, ТО (в тысячах км).
  4. Данные из ЭБУ (откуда брать информацию для отображения : со штатных
    датчиков или из контроллера впрыска через K-линию)
  5. 3 цифра тахо (включить-выключить третью цифру тахометра, десятки об/мин)
  6. Своб.п-светк (включить-выключить. Зависимость подсветки FLASH от проложения
    переключателя "Габарит")
  7. Мигание ТОПЛ (включить-выключить. Разрешение мигания красных светодиодов
    в нижней части шкалы)
  8. Мигание Т дв (включить-выключить. Разрешение мигания красных светодиодов
    в верхней части шкалы)
  9. Контроль осв (включить-выключить. Разрешение автоматического управления
    яркостью всех визуальных компонентов панели, в зависимости от внешней осве-
    щенности)
  10. Звук повор. (включить-выключить. Разрешение звукового сопровождения сигна-
    лов поворота)
  11. Топливный бак (установка значения объема топливного бака в Вашем автомобиле
    43..99).
  12. Выход

"Информация"

  1. О программе
  2. Загрузчик OS
  3. Выход

Это просто данные по установленному ПО, т.е. номер версии, дата, контрольная сумма
и т.п. Информация о загрузчике содержит два идентификатора. Первый - просто
из системы учета. Второй - 16 цифр, схемотехнические вариации.
16: Аналоговые цепи. "0"-токовые ключи, "1"-прецезионные делители.
15: Дисплей. "0"-BL12864C, "1"-WG12864B
14..0: Зарезервировано.

"Часы","Будильник" - тут тоже все ясно.

"Администратор"

  1. Код (А) (1-й фрагмент кода доступа)
  2. Код (B) (2-й фрагмент кода доступа)
  3. Код (C) (3-й фрагмент кода доступа)
  4. Код (D) (4-й фрагмент кода доступа)
  5. Перезагрузка (использовать при перепрограммировании)
  6. Вход администратора
  7. Демо-режим
  8. Выход
  1. Общий пробег > (установка счетчика общего пробега)
  2. ТО Масло ДВС > (установка реального расхода ресурса "масло ДВС")
  3. ТО Масло КПП > (установка реального расхода ресурса "масло КПП")
  4. ТО Фильтр Тп > (установка реального расхода ресурса "фильтр топливный")
  5. ТО Фильтр Вз > (установка реального расхода ресурса "фильтр воздушный")
  6. ТО Свечи > (установка реального расхода ресурса "свечи")
  7. ТО Р-нь ГРМ > (установка реального расхода ресурса "ремень ГРМ")
  8. ТО Р-нь Ген (установка реального расхода ресурса "ремень генератора ")
  9. * Direct F/T (вкл/выкл усреднение параметров "уровень топлива"/"т-ра двиг)
  10. * S-Report (системный отчет)
  11. * Restore-1 (восстановить таблицы EEPROM №1)
  12. * Restore-2 (восстановить таблицы EEPROM №2)
  13. Уст. пароль > (установить пароль входа администратора)
  14. Выход

Пункты со знаком "*" в начале строки носят характер "полезных" и при
нормальном функционировании устройства не нужны.

 

"Диагностика"

  1. Идентификаторы (идентификационные данные автомобиля)
  2. Комплектация (признаки наличия датчиком кислорода, адсорбером и т.п.)
  3. Ошибки > (текущие, накопленные, сброс)
  4. Телеметрия > (данные для анализа системы управления двигателем)
  5. Выход

Интерфейс пользователя здесь дополнен "бегущей строкой", необходимость
которой возникла для удобоваримого просмотра информативного эквивалента
числового кода ошибки ;) ...
В общем - как в меню выбираем интересующий параметр, кликаем -
получаем результат.



Сайт управляется системой uCoz